Родина слонов

Одна из моих любимых тем — промышленный шпионаж на государственном уровне, который сопровождал Советский Союз всю его историю. Периодически доводится откапывать отдельные технические артефакты, которые «я уже где-то видел». Иногда, правда, оказывается, что сходство только внешнее, но таких случаев гораздо меньше.

1. Радио

На эту тему сломано, пожалуй, больше всего копий. Все холивары на эту тему сводятся к одному: кто был первым — русский Попов или итальянец Маркони. По большому счету, ни один, ни другой Америки не открыли, а лишь занимались усовершенствованиями дивайсов, разработанных другими.

Первый прибор, который можно считать радиопередатчиком, разработал немец Heinrich Hertz (по русски Генрих Герц), а приемник был разработан англичанином Оливером Лоджем (который, кстати, помимо всего изобрел динамик и свечу зажигания).

Показав свой «грозоотметчик» в 1895 году, Попов забыл про эту тему на два года, до первых публикаций Маркони, и лишь потом стал качать права про свой приоритет.

Италия дала миру немало толковых инженеров, и Гульельмо Маркони несомненно в их числе. Википедии и Гугля тогда не было, но читать он умел. Внеся пару собственных разработок в идеи Герца и Попова, смог добиться вполне коммерческих ТТХ радиопередатчика, запатентовать его и самое главное, наладить производство. Попову оставалось лишь громко щелкать клювом. Таким образом, в список непосредственных изобретателей радио, которые внесли примерно одинаковую лепту можно занести аж четверых: Герца, Лоджа, Попова и Маркони.

Ну да, Попов умер задолго до СССР, но пропагандировать его приоритет стали в 30-40 е годы, поэтому и его относим в список «слонов».

2. АК-47 и StG-44

Недавно прошедший юбилей М.Т. Калашникова активизировал еще один давний говносрач: является ли «калашников» клоном немецкой штурмовой винтовки StG-44, разработки знаменитого Хуго Шмайссера или нет.

Внешне вроде как похоже до безобразия (как выглядит АК, надеюсь, знают все), плюс после войны Хуго Шмайссер несколько лет трудился в Ижевске. Вывод — михаил Тимофеевич скоммуниздил идею у гения оружейной мысли. Авотхер, дорогая редакция! Смотрите на фото ниже, и все станет ясно.

Для «поколения пепси» и офисного планктона: сверху StG, внизу АК. Как видим, внутренняя начинка не имеет ничего общего. Ну да, Калашников позаимствовал концепцию «штурмовой винтовки» под облегченный патрон, но не более. А конкретную конструкцию если у кого он и позаимствовал, то точно не у Шмайссера. ;) В данном случае «слон» действительно оказался советским.

Кстати, имя Шмайссера в Германии практически неизвестно. Но что самое удивительное, автомат МР-40, который у нас кличут «шмайсером», к нему имеет достаточно отдаленное отношение.

3. Ту-4

Много лет назад я прочитал книгу летчика-испытателя Марка Галлая «Испытано в небе«, где в частности рассказывается об испытаниях бомбардировщика Ту-4.

4. «Зато мы делаем ракеты…»

Как мы все знаем, СССР вывел на орбиту первый спутник и первого космонавта. Это медицинский факт и спорить тут бесполезно. Все мы знаем С. П. Королева и монумент покорителям космоса возле ВДНХ.

Однако при всем этом напрочь забывается фундамент, на котором выросла советская ракетная техника. Для этого стоит присмотреться к самой вершине обелиска.

А теперь сравните эту фантазию со вполне реальным объектом:

На фото — ракета Р-1, она же Фау-два (V-2). Разработана в Третьем Рейхе, главный конструктор — Вернер фон Браун. Да, но он же работал на американцев, скажут наиболее подкованные. Правильно, работал. И американские ракеты тоже выросли из того же прототипа. Но в советской зоне окупации осталось немало инженеров второго звена, завод по производству ракет в Нордхаузене и полигон в Пенемюнде. Вот все это богатство было любовно собрано и отправлено в СССР.

Если интересно, почитайте книги Б.Е. Чертока — одного из заместителей Королева. Там все очень здорово описано. Но суть в том, что в то время, когда немцы налаживали производство и собирались обстреливать ракетами Лондон, Королев в роли обычного зэка еще мыл золото на Колыме…

Космические программы в СССР и США пошли своим путем и стали вполне оригинальными и самостятельными и ничто более не напомиает о глючных и ненадежных V-2. Так что, и советский и американский «космические слоны» оказались более другой национальности…

Продолжая космическую тему, грех не вспомнить историю многоразовых кораблей.

Американский «Space Shuttle»

«Буран» после первого и последнего полета

Сходство поразительное, американский корабль полетел на много лет раньше «Бурана» и эти факты наводят на размышления. Но не все так однозначно. При всем внешнем сходстве разница между двумя «челноками» кардинальная.

Прежде всего, «Шаттл» стартует на собственных двигателях, а «Буран» выводился на орбиту как пассивный груз ракетой «Энергия». «Шаттл» до сих пор садится в ручном режиме, а «Буран» с первого раза слетал и сел сам (пожалуй, это единственный случай, когда советские автоматизаторы показали средний палец американским).

Схожесть внешнего вида «челноков» обусловлена общими задачами и условиями работы. Для таких целей просто не существует выбора аэродинамических схем. Да, там была еще какая-то мутная история с жароупорными керамическими плитками, которыми облицована нижняя часть кораблей, но это уже относится к частностям.

Впрочем, история рассудила по-своему. Офигенно прогрессивные «Шаттлы», на которые возлагалось столько надежд, оказались нереально дорогими в эксплуатации, не оправдав ожиданий на свою «многоразовость», и после двух катастроф потиху списываются.  А одноразовые «Союзы» и «Прогрессы» как летали, так и летают… Напомню, что первый корабль «Союз» полетел больше 40 лет назад, а одноименная ракета представляет собой модернизацию той самой Р-7, которая выводила первый спутник.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>